Защита от «скликивания» в Яндекс Директ и AdWords

Мне удалось победить скликивание моей контекстной рекламы с бюджетом в 1 миллион рублей в месяц и теперь я помогаю остальным рекламодателям в борьбе со скликом
Бесплатная разработка плана защиты от скликивания рекламы
* Ваш рекламный бюджет должен быть выше 150 тысяч рублей
Моя публикация о скликивании вошла в список лучших статей за всё время в крупнейшем IT-сообществе Хабр

Как отслеживать фрод?

Фрод всегда порождает очевидные очаги и пики, будь то заумный софт с имитацией поведения настоящего пользователя или группа фрилансеров, выполняющих техническое задание.
Система защиты от фрода

Скликивание рекламы происходит неравномерно по нескольким причинам:
  • чтобы сделать атаку «сглажено» нужно владеть конфиденциальной информацией и знать кто, когда и сколько переходов совершает по вашей рекламе;
  • софт действует рывками, и на минутном, 10 минутном, а иногда и на часовом графике, его действия будут бросаться в глаза;
  • даже если против вас работают исполнители с досок объявлений, то и они действуют по определенному заданию с алгоритмом, и аномалии, порожденные ими легко будет отследить.

Если научиться оперативно находить и устранять очаги, то можно заметно снизить вред от фрода. Моя система обнаруживает атаку через 10 минут после её начала и останавливает атакуемый сегмент.

Как узнать, что вас атакуют?

Одним из первых признаков «скликивания» рекламы будет увеличение процента возвращаемых средств за фрод в Директе и AdWords.
«В Яндекс Директ расходы на фрод автоматически возвращаются на баланс рекламной кампании. Количество кликов, отсеянных системой защиты от фрода, отображается в отчетах «статистика по дням» «общая статистика» в строке «недействительные клики за весь выбранный период» – справка Я. Директа «недействительных кликах».

В нашем случае, при среднем уровне «недействительных кликов» в Директе ≈ 10%, Яндексе вдруг стал возвращать 40% рекламного бюджета, а через месяц и вовсе 54%.

Следующий признак фрода – это необоснованный рост количества переходов и сильные изменения поведенческих показателей по ряду групп объявлений.

Мы заметили, что по ряду ключевых слов, по которым никогда не было больше 200 посетителей в день, вдруг появились всплески до 3 000 посетителей. По факту, бюджет, в дни подобных активностей, мог уйти на одну рекламную кампанию, если её вовремя не останавливали.
Увеличение мошеннического трафика по "скликиваемым" ключевым словам

Яндекс и Google не защищают от фрода

Достаточно прочесть обсуждение уровня фрода в контекстной рекламе в официальном Клубе Директа, чтобы убедиться: многие рекламодатели теряют из-за фрода деньги.

Google официально признаёт ошибки своей системы защиты и предоставляет рекламодателям «Refund Claims» (возврат израсходованного бюджета). По статистике сервиса ClickSease, Google Ads в среднем возвращает 12% рекламного бюджета.

Яндекс же не признаёт уязвимость собственных фильтров защиты и на жалобы об очевидных случаях фрода, отправляет шаблонный ответ, что проблема заключается в рекламодателе и его сайте.

В нашем случае, процент «недействительных кликов» в отчёте Я. Директа никогда не поднимался выше заветных 50% ни по одной из рекламных кампаний, даже в дни самых яростных всплесков, когда 80% бюджета «сливалось» на обычно мало популярную группу объявлений без звонков и заявок.
Уровень "недействительных кликов" в Яндекс Директ

Есть ли готовые средства защиты?

У всех сервисов защиты от скликивания бюджета есть всего один инструмент прямой борьбы – это блокировка подозрительных IP адресов или площадок размещений в кампаниях Я.Директ и AdWords.

В случае, если против вас используются динамические IP, любой сервис борьбы с клик фродом всегда будет отставать на один шаг от мошенников в блокировке их по IP: бот уже совершит несколько кликов по вашей рекламе к тому моменту, когда сервис внесет этот IP в черный список и остановит по нему показ рекламы. К тому же, после того, как мошеннический софт не сможет увидеть вашу рекламу, он просто поменяет IP адрес, Hardware-ID и продолжит свои действия.

Защититься от «скликивания», выполняемого на высоком уровне, можно всего двумя способами:
  1. научиться не показывать рекламу заведомо мошенническим пользователям или ботам, для чего надо найти определенные «паттерны» в их поведении и характеристиках;
  2. временно останавливать конкретные группы объявлений и ключевые слова, по которым идёт атака.
    Отрезать часть аудитории, чтобы сохранить её большую часть
    Если научиться не показывать рекламу клик ботам или мошенническим пользователям – то и навредить они не смогут.

    Всегда можно отследить схожие модели поведения и паттерны атакующих, например, что фрод обычно идет по Windows 7 с 5:00 до 9:00 в Москве, и выставить корректировку ставок -100% для подобной аудитории во всех атакуемых рекламных кампаниях. Функционал корректировок ставок в AdWords достаточно обширен, чего не скажешь о корректировках в Yandex Direct.

    Срезы трафика, которые помогут определить паттерны фрода:
    • динамика аудитории по возрастным группам;
    • динамика долгосрочных интересов пользователей;
    • динамика устройств и ОС.
      Аномальный рост возрастных групп в периоды атаки объявлений

      Как победить скликивание

      Противодействие клик фроду можно подразделить на три группы:
      а) Упреждающие действия:
      • отключение «загрязненных площадок»;
      • отключение показа рекламы для аудитории с фродовыми для вас признаками, например, для людей на планшетах из Санкт-Петербурга (более сложные параметры для блокировки можно использовать через списки AdWords и сегменты Метрики);
      • корректировка ставок для сегментов аудитории, похожих на сегменты фрода («look-alike» сегменты создаются в Я. Аудиториях и списках Google);
      • блокировка фрода по маскам IP сетей (доступно только в AdWords).
      б) Профилактические действия:
      • отправка жалоб о возврате бюджета в AdWords и Директ;
        • расследование «кто заказал атаку на вас»;
        • группировка подозрительных и часто атакуемых групп объявлений в единую рекламную кампанию;
        • «ловушки» для простейших ботов, а именно скрытые кнопки на сайте, которые видны только боту и при нажатии на которые он попадает в список.
        в) Действия «post factum»:
        • блокировка по IP адресам;
        • оперативное отключение очагов скликивания: ключевых слов, групп объявлений, рекламных кампаний, сегментов аудитории.
        Способы защиты от "скликивания" в Директ и AdWords
        Мои проекты
        Кейсы по увеличению прибыли компаний от 500 тысяч рублей до 11,5 миллионов рублей в месяц за счёт грамотной контекстной рекламы, аналитики и защите от скликивания
        Увеличение продаж в 2 раза в элитной проектно-строительной компании
        iter-design.com
        Рекламный бюджет в Директ и AdWords – 850 т. р. в месяц
        Было: 2 клиента в месяц с неэффективной рекламы в Яндекс.Директ
        Стало: 4-5 клиентов в месяц, основной источник самых крупных сделок – Google AdWords, который раньше был незаслуженно забыт
        Экономия 500 000 рублей в месяц для интернет-магазина электротранспорта
        wheelly.ru
        Рекламный бюджет в Директ и AdWords – 1,3 млн. р. в месяц
        Было: интернет-магазин с рекламным бюджетом 90 т. р. в месяц
        Стало: лидер ниши продажи электротранспорта в Москве с бюджетом на контекстную рекламу выше 1 миллиона рублей
        Увеличение продаж в 1,5 раза в компании по оптовой продаже детского питания food4baby.ru
        Рекламный бюджет в Директ – 50 т. р. в месяц
        Было: 10 менеджеров по продажам с холодными звонками по России
        Стало: сайт в связке с поиском и РСЯ в Яндекс.Директ стал приносить оптовые заказы на сумму до 12 миллионов рублей, менеджеры стали работать на входящих звонках, холодные звонки "канули в лету"
        Увеличение оборота на 3,5 миллиона рублей в месяц в салоне вечерней моды vitabrava.ru
        Рекламный бюджет в Директ и AdWords – 250 т. р. в месяц
        Было: 1 успешный салон вечерней моды с небольшой неэффективной рекламой
        Стало: один из лидеров ниши выпускных платьев, 2 салона в центре Москвы
        Моя публикация о защите от скликивания в Яндекс Директ вошла в список лучших статей за всё время в крупнейшем IT-сообществе Хабр
        Читать статью о победе на скликиванием!
        Получите бесплатную защиту от скликивания вашей рекламы!
            • Расследую кто из конкурентов и как вас атакует;
            • Оценю объем и вред от скликивания;
            • Рассмотрю неэффективные участки рекламы и очаги склика;
            Как итог, предоставлю рабочий план защиты и помогу победить скликивание контекстной рекламы
            Свяжитесь со мной
            Даниил Нехамин
            Сертифицированный частный специалист по контекстной рекламе
            Made on
            Tilda